Белая гвардия

сериал Белая гвардия

Актеры:
Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Фёдор Бондарчук, Семён Лебин, Михаил Пореченков, Евгений Стычкин, Игорь Черневич, Евгений Дятлов, Дмитрий Афанасьев, Ксения Раппопорт
Режисер:
Сергей Снежкин
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 4 (03.03.2016)
Рейтинг:
6.86
5.90
В столетие, отмеченное кровавыми страницами истории, 1918 год стал вершиной хаоса и жестокости на просторах России и Советского Союза. В эпицентре событий оказалась интеллигентная семья Турбиных, ставшая невольным свидетелем развертывавшейся трагедии. Герои не питали желания погружаться в этот водоворот насилия и анархии, однако судьба вела их прямиком к центру бури. Старший брат Алексей, его сестра Елена и младший Николай стали заложниками исторических событий, которые были неумолимы в своей всеохватности. Никто не мог остаться в стороне от развернувшейся политической и военной драмы, даже те, кто упорно пытался сохранить нейтралитет. Вокруг Турбиных вихрем закружились судьбы их близких друзей: Карась и Шервинский тоже были втянуты в водоворот исторических событий. В это время немцы, завоевавшие Украину, начали покидать Киев, оставляя после себя пустошь и разруху. Власть переходила из рук в руки, подобно горячей картошке, и в итоге осела в ладонях Петлюры. На фоне этих грандиозных исторических сражений разыгрывались личные трагедии героев. Взоры были устремлены на их страдания, надежды и разочарования, которые тонули в море всеобщего хаоса и неразберихи. Но даже в самых мрачных мгновениях находились искорки надежды, подобно маякам, указывающим путь сквозь бурю к тихой гавани мира и стабильности.
Рецензии
Впечатляет множество критических замечаний в адрес этого телесериала. Однако мне представляется, что данный проект не столь уж ущербный, как его выставляют. После просмотра я посчитал более целесообразным вновь погрузиться в произведение Булгакова, дабы точно определить, где авторы промахнулись, а где попали в яблочко. Критика отечественных экранизаций стала почти обязательным ритуалом для зрителей. Тем не менее, я придерживаюсь иного мнения, так как некоторые из наших адаптаций получились более чем достойными. Я всегда приводил примеры "Турецкого Гамбита" и "Мастера и Маргариты", которые превзошли многие другие экранизации своей силой и интригой. Это именно те проекты, на которые стоит равняться тем, кто планирует заняться адаптациями. В отношении же "Белой гвардии" я могу сказать, что она заслуживает похвалы, но с некоторыми оговорками. Считать этот проект шедевром сложно, однако и принижать его значение тоже некорректно. Вкусы у всех разные, и каждый волен иметь собственное мнение. Некоторые зрители пытаются изобразить свою осведомленность, выискивая расхождения между сериалом и книгой Булгакова. Но главный вопрос здесь - насколько заметны эти различия и как они повлияли на сюжет? По моему мнению, их влияние минимально, да и расхождений не так уж много. В целом, проект удачно передает дух романа. Хочется отметить работу сценаристов, которые удачно трансформировали некоторые моменты, хотя я и сам не склонен к приветствованию изменений в оригинале. Это качественная работа, которую стоит отметить. Не менее impression-making актерский состав. Игра Раппопорт меня поразила, несмотря на критическое отношение многих зрителей к ее работе. Ее Елена предстала как утонченная и интеллигентная дама, такой я представлял себе героиню после прочтения "Белой гвардии". Отдельно хочу выделить работу Пореченкова в роли Мышлаевского. Его игра поразила меня своей глубиной и многогранностью, хотя многие зрители подвергают его работе критике. Важно помнить, что не все белые офицеры были идеальными героями или защитниками. В оригинальном произведении Булгакова Мышлаевский изображен как грубый и импульсивный мужчина, склонный к необдуманным поступкам. Несмотря на общее мнение зрителей, я не разделяю их восхищения работой Хабенского в роли Турбина. Мне показалось, что герой получился чересчур положительным, чего в книге нет. Как мне кажется, Булгаков создал образ человека-марионетки, но Хабенский этого не осознавал и потому не доиграл свою роль. В целом же проект заслуживает высокой оценки - восемь из десяти баллов. Несмотря на некоторые огрехи, это сильная экранизация, которую стоит посмотреть всем любителям Булгакова и качественного кино в целом.
Взвесив все "за" и "против", я решился-таки погрузиться в этот сериал, чья популярность и скандальность в сети сохранялись на пике долгое время. Возможно, мое право на рецензию обосновано благодаря личному прочтению булгаковского оригинала и знакомству с некоторыми альтернативными экранизациями. К тому же, от бесплатного премиума не отказывается никто. Но что мы видим перед собой? История, столь далёкая от первоисточника, что назвать их единым произведением искусства в различных форматах было бы преувеличением. Несмотря на сходство духа, "Белая гвардия" в печатном виде и на экране - две разные вселенные. Первая часть сериала стартует с интригующей экспозиции, обещающей неплохое начало. Однако уже скоро проблемы начинают сыпаться, как из рога изобилия. Авторы, столкнувшись с необходимостью сделать выбор в угоду хронометража, избирают не самые очевидные и важные эпизоды, которые я бы поставил во главу угла, если бы был режиссёром. Литературный материал, доступный создателям изначально, мог бы послужить основой для более продолжительной и глубинной истории. Но нет, они пошли своим путём, порой уводя зрителя в непонятные дебри собственного воображения. Так, например, доктора, аллюирующего на профессора Преображенского, мы видим лишь мимоходом, а его дальнейшее отречение от профессии остаётся невразумительным и лишним. Вторая часть сериала кажется скученной и произвольной. Авторы явно хотели привнести что-то своё, но результатом стала "отсебятина", занимающая более половины экрана. Конечно, каждый имеет право на своё видение, но когда речь идёт об экранизации, пусть даже с авторскими вольностями, всё же стоит придерживаться хотя бы основного канона первоисточника. Но не всё так плохо в этом проекте. Например, сцены с Най-Турсами удались на славу: морг был изображён правдоподобно и достоверно. Однако почему-то авторы упустили возможность показать отпевание, что выглядит как промах. Четвёртая часть сериала подвела к неудовлетворительной концовке, скомканной и представленной в виде, неприемлемом для такого проекта. Упрощение сюжета и сужение взглядов героев на жизнь - всё это не то, чего я ожидал от этого многообещающего начала. Что касается актёрской игры, то тут есть над чем призадуматься. Многие актёры, видимо, так и не смогли выйти из своих привычных образов, что сказалось на серьезности восприятия сериала. Актеры Скобцева, Дтлова и Стычкина огорчили своей игрой, оставляя ощущение диссонанса с персонажами. Бондарчук... лучше промолчать. В итоге мы видим слабое исполнение экранизации булгаковского романа, неубедительную актёрскую игру и поразительно плохое сценарийное решение. Оценка "неудовлетворительно" - это ещё слишком мягко для такой безвкусной трактовки классического произведения.
Проект этот подвергся всеобщей критике со стороны тех, кто не гнушался им заняться. Претензии к экранизации 2012 года выпуска можно разделить на две основные группы. Во-первых, есть зрители, которые не прочли роман и недостаточно осведомлены о биографии Булгакова. Они порицают проект за то, что в сюжете Анюта беременна. Однако я хочу открыть глаза всем тем, кто придерживается подобной позиции. В последней неопубликованной части романа нет обещания жениться, как в сериале, а лишь косвенный намек на аборт у доктора Турбина. Этот момент является краеугольным камнем во взаимоотношениях Турбина с Юлией. Стоит отметить, что это возмущение вполне обоснованно, учитывая нечитающий характер нашего народа. Кроме того, некоторые зрители возражают против поведения героев в экранизации. Проблема заключается в том, что главные герои романа отнюдь не являются аристократами и ведут себя на экране так, как будто они рождены в знатных семьях. В общем, есть претензии к сцене убийства, но стоит сделать отсылку к Булгакову и его биографии. Есть также претензии к антиукраинскому настрою в сериале, однако следует иметь в виду, что это не авторы сценария создали такой настрой, а сам Булгаков в своем произведении. И прямо скажем, даже величайшие русские писатели никогда не были святыми людьми, и их тексты полны критической оценки. Вторая часть претензий касается актеров. Некоторые исполнители сыграли достаточно хорошо, хотя осталось непонятным, кого они сыграли на самом деле. В то же время некоторые актеры попали в яблочко и передали характер своих героев с потрясающей точностью. Зрители еще упрекают авторов за несоответствие белогвардейцев оригиналу. Я не берусь судить об этих обвинениях, но фантазия Булгакова была безгранична – он мог придумать что угодно, опираясь на реальных людей и их характеры. В итоге хочется сказать, что Снежкин сделал вполне достойную экранизацию, которую я считаю весьма успешной. Есть претензии к актеру, сыгравшему Николку, но нет никаких замечаний в адрес Хабенского – он просто великолепен. Актриса Раппопорт заслуживает отдельного упоминания за свою посредственную игру, хоть и остальные актеры были на высоте. В целом сериал получился достаточно атмосферным и своеобразным, и экранизация в целом предстала перед нами практически такой же, как у Булгакова. Если вам что-то не нравится в сериале, то я советую вам сесть и прочитать произведение, а также изучить биографию писателя – это очень полезно для понимания тайных смыслов произведения. Приятного вам просмотра!