Казус Кукоцкого

сериал Казус Кукоцкого

Актеры:
Юрий Цурило, Елена Дробышева, Илья Любимов, Армен Джигарханян, Чулпан Хаматова, Мария Кузнецова, Лариса Лужина, Анастасия Мельникова, Людмила Полякова, Раиса Рязанова
Режисер:
Юрий Грымов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 12 (04.11.2012)
Рейтинг:
7.45
6.80
В этом произведении искусства авторы поднимают завесу над зачастую невидимыми нитями, связывающими людей между собой и определяющими судьбу всего государства. Кинематографический рассказ охватывает полувековую временную полосу, начиная с середины прошлого столетия и вплоть до его второго поворота, погружая зрителя в пульсирующую атмосферу наиболее значимых общественных явлений того периода: преследование закона женщин, выбирающих прерывание беременности, уничтожение научных изысканий в области генетики, массовые репрессии и лагерная система, кончина вождя Сталина и последующее ослабление тоталитарного режима при Хрущеве, всеобщая эйфория шестидесятых годов и роскошный мир столичной аристократии, очарованной джазом. Основополагающий персонаж этого многослойного повествования — именитый хирург Павел Алексеевич Кукоцкий, прославленный гинеколог своего времени. Сакраментальное желание Кукоцкого — создать грандиозный проект по борьбе с незаконными абортами и отменить запрет на них, установленный декретом 1936 года. Однако в этом вопросе даже сегодня нет единого мнения среди людей: для одних это акт милосердия к обездоленным женщинам, для других — несправедливое уничтожение нового жизни. Для первых Кукоцкий станет благодетелем, а для вторых — безжалостным палачом и злодеем. Но кинематограф, подобно книге, не ограничивается одной лишь сюжетной линией. Зритель увидит историю любви и жизни жены Кукоцкого Елены, постигшей аманесію; узнает о наследстве из Буэнос-Айреса, которое переплетено со сложным путаницей прошлого; услышит тяжелую повесть о становлении дочери Кукоцких и ее запретной связи с двумя еврейскими близнецами. Герой экрана предстанет перед зрителями во всей своей многогранности — от тонкого ценителя «черной» музыки до загадочного психопата, промышляющего мокрушными делами. И даже загробная жизнь не остается без внимания автора, который пытается ввести нас в мир посмертных переживаний. Авторы данного произведения мастерски вплетают в канву повествования богатую лексику и синонимы, расширяя тем самым границы восприятия происходящего на экране. Зритель погружается в настоящий водоворот событий, где каждый поворот сюжета открывает перед ним новые горизонты понимания отношений между людьми и судьбы страны. В этой истории каждый найдет отражение своей собственной жизни, а многие узнают себя или своих близких в одной из линий повествования. Ведь жизнь — это череда взлетов и падений, радостей и разочарований, побед и поражений. И эта киноистория как нельзя лучше иллюстрирует многообразие человеческих судеб, сплетающихся в неразрывный узел, который называется судьбой.
Рецензии
Сериал "Казус Кукоцкого", основанный на романе Людмилы Улицкой, без сомнения, является одним из вершин кинематографического искусства. После прочтения столь выдающегося произведения, которое занимает особое место в творчестве мастера слова, у меня сформировалось отчетливое представление о том, какими должны быть персонажи на экране. Однако, несмотря на это, я долго откладывала просмотр данной экранизации, опасаясь возможного разочарования в выборе актеров и режиссуры. Тем не менее, буквально с первых мгновений сериал погружает зрителя в увлекательный мир, который невозможно покинуть. В первую очередь стоит отметить безупречный состав актеров, что является редкостью в киноиндустрии, где представление о героях произведения не всегда совпадает с теми, кто их играет на экране. Невообразимо представить кого-либо другого в роли Танюши, кроме как Чулпан Хаматова, которая мастерски передала изящество и стремление к свободе своего персонажа. Превосходно исполнила роль матери Танюши Елены актриса Дробышева, которой удалось справиться с задачей сыграть как молодую, полную жизни и любви женщину, так и того же человека в муках заболевания Альцгеймера, погрузившегося в мир собственных воспоминаний. Никто другой не смог бы столь органично воплотить образ Павла Алексеевича Кукоцкого на экране, кроме Юрия Цурило. Кажется, что актер во всем соответствующий своему книжному прообразу, от внешности до внутреннего мироощущения персонажа. Мария Кузнецова оказалась превосходной в роли Василисы, которая является неотъемлемой частью истории Улицкой. Идеальный выбор актеров и режиссуры также создал неповторимую атмосферу сериала, передав дух произведений писателя. Отдельную похвалу заслуживает голос за кадром Алексея Баталова, который еще больше окутывает зрителя ореолом особой и интимной атмосферы. Если говорить о сюжете картины, то несмотря на некоторые изменения в сравнении с книгой, они не портят общее впечатление от сериала, а скорее добавляют ему гармонии. Впечатляет изображение внутреннего мира Елены, которая блуждает по пустыне своего сознания вместе с близкими ей людьми. Эти сцены, хоть и несколько затянутые, но все же присутствуют в фильме, что существенно проясняет многие символические моменты tanto в сериале, как и в книге. Жизненный путь Танюши, хоть и не такой очевидный, но повторяющий жизнь ее матери, предстает перед зрителем во всей красе. Взглянув на него сквозь призму любви и нежности, сложно не погрузиться в восхищение этим уникальным произведением искусства. Сюжет сериала поднимает множество актуальных тем, таких как легализация абортов, проблемы генетики и морали, семейные конфликты и выбор жизненного пути. Всё это наглядно характеризует эпоху 40-х-80-х годов XX века в Советском Союзе, охватывая важнейшие исторические события тех времен. Самое главное в сериале – это передача основной идеи романа и экранизации. Казалось бы, Павел Алексеевич спас жизнь множеству женщин и их новорожденных детей, но так и не смог сделать счастливыми самых близких ему людей: Танюшу, умершую при родах, и Елену, затерявшуюся в лабиринтах собственного подсознания. В итоге, сериал получился удачным как самостоятельное произведение, так и экранизация романа. После просмотра остаются чувства восторга, легкой печали и полного погружения в атмосферу фильма, который можно пересматривать неоднократно без риска наскучить зрителям.
Этот рассказ, воссозданный Людмилой Улицкой и экранизированный Юрием Грымовым, без сомнения, актуален и занимателен. Бесспорно, можно завязать дискуссию о том, что более захватывающе: фильм или книга. Однако я persönно считаю роман превосходным, будучи лауреатом престижной Букеровской премии, и режиссеру удалось достаточно удачно перенести его на экран в формате сериала. Краткий обзор: В основе сюжета лежит жизнь выдающегося врача-гинеколога Павла Алексеевича Кукоцкого, простиравшаяся на протяжении почти полувека, с 40-х по 80-е годы прошлого столетия. В это время происходит множество общественных событий: уголовное преследование за аборты, похороны Сталина, 60-е годы, джаз и жизнь столичной богемы и так далее. Кукоцкий разрабатывает обширную программу по борьбе с подпольными абортами и прилагает усилия для отмены постановления о запрете абортов. Возможно, этот фильм адресован конкретному типу зрителей — тем, кто имеет хотя бы минимальное соприкосновение со сферой медицины в широком смысле слова, и в особенности с вопросами абортов. Лично я считаю, что он обращен к тем, кто пережил все перипетии жизни в Советском Союзе. Отличный подбор актеров, среди которых хочется особо выделить Елену Дробышеву. Медицинская тематика рассматривается с различных точек зрения: от вопросов абортов до сложной этики, граничащей между жизнью и смертью. Показана хрупкость женской судьбы во многих не зависящих от нее обстоятельствах, право на самостоятельный выбор, ответственность перед Богом, совестью и даже нерожденным ребенком. Здесь нет единого правильного решения для всех. Сериал повествует о трогательной любви между Кукоцким и его супругой, полной как радостей, так и горестей. Одна из цитат особенно запала мне в душу: «Достоинства любимого человека восхищают, а недостатки вызывают нежность», и это действительно так. Ужасно печальна судьба жены главного героя, страдающей тяжелыми расстройствами памяти. Также сериал прекрасно передает разные эпохи Советского Союза — например, период правления Сталина, тема которого уже достаточно изуčena и не нуждается в дополнительных комментариях. Интересна судьба Танечки: её характер, поиски себя и большого любви, неординарность и стремление к свободной жизни. Василиса также описана с интересом. Её поведение и интонация передают образ запуганной бабушки, выросшей в строгих рамках и шаблонах, знающей, что правильно и что прилично. К минусам можно отнести новшества режиссера в виде затянутых мистических элементов и элементов потустороннего мира. Однако я считаю своё мнение весьма относительным, и кому-то они могут показаться интересными или даже необходимыми для полноты образа.
Этот телесериал можно было бы без колебаний назвать вершиной отечественного кинематографического искусства, но подобная характеристика язык не поворачивает даже при беглом взгляде на этот шедевр современности. Уже давно вышедшее из моды словосочетание "кинематографическое произведение" подходит лишь в редчайших случаях к тому, что демонстрируется в наши дни на телеэкранах. Однако почерк мастера Юрия Грымова столь яркий и узнаваемый, что его можно распознать даже сквозь пелену многочисленных серий. В нынешнее время число минисериалов, появляющихся на экране, просто зашкаливает. Многие из них канут в Лету, не дойдя до финала, другие же останутся лишь кратковременным развлечением или средством заполнить пустоту между рекламными роликами. Но "Казус Кукоцкого" - совершенно иная история. Этот сериал так и манит к себе снова и снова, не позволяя отвлёчься ни на мгновение. В нём гармонично сочетаются великая литература и искусство кино. Он служит пищей для ума, души и глаз, оставляя после себя неизгладимое впечатление. Многие фильмы очень скоро забываются, но этот останется в истории киноискусства как яркий маяк среди серой массы безликих произведений. Возможно, секрет его успеха кроется в том, что автор первоисточника принимал активное участие в создании сценария. Такое сотрудничество между писателями и режиссерами случается редко, но данный сериал наглядно показывает, что подобная практика должна стать нормой. В этой экранизации задействованы блестящие актеры, однако не стоит забывать о заслугах автора первоисточника и режиссера. В этом фильме мы можем услышать не только слова персонажей, но и прочесть то, что осталось за кадром. Однако этого явно недостаточно для полного погружения в историю героев. Именно поэтому так хочется пересматривать его вновь и вновь, как и перечитывать первоисточник. Хочется разгадать множество загадок, скрытых в этой истории. Например, сколько же белых кошек обитает в доме Кукоцкого? Какой именно цветок был посажен в тот злосчастный горшок, который Елена так неудачно уронила? И правда ли, что он вообще разбился?.. Истинное искусство подобно заманчивой загадке, оно манит к себе и просит разгадать его тайны. А "Казус Кукоцкого" - настоящее произведение искусства, которое просто обязано войти в историю отечественного кинематографа.