Легенда о Тиле

сериал Легенда о Тиле

Актеры:
Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Лариса Малеванная, Алла Демидова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Микаэла Дроздовская
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4 (20.11.2013)
Рейтинг:
7.69
7.50
Голландский народ, славившийся своей страстной любовью к свободе и неизменным оптимизмом, ныне пребывает в тисках гнета короля Испании. Его подданные вынуждены выносить жестокие мучения и притеснения со стороны монарха, а по всей стране расцвели жуткие костры инквизиции, разжигаемые яростным пламенем фанатизма. Два верных друга - отважный Тиль Уленшпигель и неунывающий Ламма, не желая мириться с подобным беззаконием, решают во что бы то ни стало возвратить мир и благоденствие на свою родину. Их ждет длинный путь испытаний, полных лишений и страхов, но их целеустремленность непоколебима, как вековые дубы Голландии. И в итоге они достигают своей цели, став настоящими героями для своего народа. Этот фильм - живое воплощение знаменитого романа "Люди в пуху" бельгийского писателя Шарля де Костера, пронизанного его неповторимым юмором и сатирой на суровые реалии XVI века. В нем переплетаются истории жизни обычных людей с величественными историческими событиями, создавая поистине уникальную атмосферу той эпохи.
Рецензии
Великое множество раз мы слышим сентенцию: "Литературное произведение превосходит его экранную адаптацию". В определенной степени так оно и есть. Читая книгу, каждый из нас создает в своем воображении вполне конкретные образы персонажей и местностей, описываемых на страницах романа. Мы видим все по-своему, и нередко наше видение расходится с тем, что представил себе режиссер. Отсюда и возникает чувство дискомфорта, нереальности происходящего на экране. С другой стороны, бывает настоящим праздником души, когда книга и фильм гармонично дополняют друг друга. И такие произведения становятся особо ценными для нас. Так вышло и с "Легендой о Тиле". Хоть я и был изначально настроен скептически к просмотру, поскольку "Уленшпигель" занимает одну из высших ступеней в моем личном рейтинге любимых книг. Режиссер фильма, являясь маэстро своего дела, ухитрился сохранить дух романа и при этом привнести собственные авторские штрихи. Он не просто перенёс историю на экран, а наполнил её новым содержанием, которое гармонично вписалось в изначальный контекст. Музыкальная составляющая фильма заслуживает отдельной похвалы. Сочетание произведений Вивальди и Каретникова создаёт поистине волшебную атмосферу, погружая нас в эпоху средневековой Испании. Но если говорить об актерской игре, то здесь, безусловно, заслуживают похвалы все участники съёмочного процесса. Михаил Ульянов в роли Клааса просто превзошёл себя, продемонстрировав весь спектр эмоций и переживаний своего героя. Он мастерски передаёт нам радость и горе, силу и слабость, любовь и ненависть персонажа. Вся эта галлерея талантов, как будто сотканная из красок старой Испании, погружает нас в прошлое с такой силой, что мы почти физически ощущаем ароматы той эпохи. И это происходит безо всяких новомодных спецэффектов – настоящие мастера своего дела умеют творить волшебство, используя лишь привычные нам краски и слова. В итоге, перед нами предстаёт не просто экранизация книги, а настоящее художественное произведение со своей собственной душой. Оно способно вызывать как восхищение, так и споры, но одно можно сказать точно: это фильм, который достоин быть увиденным каждым любителем искусства.
Волнующая история с элементами волшебства, разыгранная на подлинной сцене событий, которые имели место в Испании столетия назад. Да, речь пойдет о зловещей Инквизиции и погоне за ведьмами, в результате которой были преданы огню тысячи женщин, и Европа потеряла свою нежную красоту. В фокусе повествования - любовные отношения двух молодых сердец: Тиля и Неле. С детства они знают друг друга, их даже связывают мысли о браке. Но судьба имеет свои планы на юную пару. Тиль и Неле - кочевники-актеры, веселят толпу на городских улицах, а заработанные монеты служат им пропитанием. И все бы шло гладко, если б не слишком «острый» язык Тиля, который изредка позволяет себе шутки в адрес служителей церкви. В суровые времена Инквизиции даже малейшая оплошность может привести на костер, что уже говорить о прямом оскорблении. Итак, однажды Тиль переборщил со своими шуточками. Его схватили и отправили на виселицу. Но, как мы понимаем, главный герой не может умереть в самом начале истории... Одним из главных достоинств этого фильма является актерский состав, сплошь состоящий из звезд кинематографа (хотя в те времена такого термина еще не было). Только представьте: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Евгений Леонов, Вера Васильева и многие другие. Афиша с подобными именами автоматически приковывает взгляд зрителя к экрану. Интересно, что роль главного героя сначала была предложена молодому Александру Абдулову, но режиссеры в итоге предпочли ему неизвестного иностранца Лембита Ульфсака. Говорят, они хотели получить более европейское и менее знаменитое лицо. Жаль, с Абдуловым, как мне кажется, получилось бы еще интересней, а уж «звезднее» так точно. Для своего времени, а фильм был снят в 70-х годах, масштаб съемок просто поражает. В качестве живой натуры съемочная группа выбрала европейскую часть Советского Союза (ближе к Прибалтике), где еще сохранились остатки древней архитектуры, отдаленно напоминающие что-то испанское. А в качестве образов и источников вдохновения авторы фильма брали персонажей с полотен мировых мастеров, таких как Иероним Босх, Франциско Гойя и других. Режиссеры сумели перенести классические театральные образы на телеэкран. Чем-то даже напоминает постановки Марка Захарова. Есть группа положительных героев, за которых неизменно переживаешь, участвуешь в их жизни. Есть злодеи в лице королевской династии и церкви. При этом понятно, что отрицательные персонажи гораздо сильнее, а положительные обречены на поражение и страдания. Но именно поэтому так увлекательно наблюдать, как на экране разыгрывается настоящая реальная трагедия, которых было предостаточно в те далекие времена. Не зря же испанскую Инквизицию считают одной из самых темных страниц истории человечества. Даже если кому-то покажется, что короли и священники выставлены слишком жестокими, просто знайте, тогда именно так все и было. И люди, как и герои фильма, страдали сотнями и тысячами. Человеческая жизнь тогда не стоила ничего.
Впечатление от фильма "Легенда о Тиле" у меня осталось незабываемое. Впервые я посмотрела его тайком от родителей в конце 70-х, когда подобные фильмы были доступны лишь взрослой аудитории. Как же иначе? Ведь герои ленты обнимались и целовались на экране, а император Карл Пятый вел себя далеко не монашески (кто помнит ту первую серию, где он целует обнаженную грудь придворной дамы?). Кроме того, фильм шел поздно вечером, поэтому чаще всего мы собирались у друзей или подруг, чьи родители в это время отсутствовали. Мы рыдали навзрыд и проклинали инквизиторов той ужасной эпохи, желая быть похожими на отважных Тиля и его друга Ламме. Второй раз я посмотрела фильм уже взрослой, но не погружаясь глубоко в его смысл. Обрывки воспоминаний о школьных уроках истории всплывали в памяти, когда я видела сцены, похожие на текущие исторические моменты, разве что с разницей в одежде и орудиях уничтожения людей. Возможно, это было связано и с тем, что 90-е годы были не самым благоприятным временем для духовного наслаждения, ведь приходилось думать о ежедневном выживании. Но потом я прочла книгу Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях - забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах". После прочтения книги мой взгляд на фильм изменился. Что-то там зацепило меня и осталось где-то на уровне подсознания. Спустя годы, пережив "крутые нулевые" и неоднократные "концы света", я вновь и вновь возвращаюсь к просмотру "Легенды о Тиле". И каждый раз удивляюсь актуальности фильма. Похоже, мы ходим по кругу в любви и ненависти, почитании и проклятиях, жалости и уничтожении. Разница лишь в том, какую одежду носим и какое оружие берем в руки. Пересматривая фильм, я наслаждаюсь блестящей игрой актеров. Евгений Леонов предстает здесь как самый серьезный человек, играющий комические роли. Короткая, но запоминающаяся роль Михаила Ульянова и мимолетное появление Веры Васильевой лишь добавляют шарма ленте. Среди актерского состава также стоит отметить Наталью Крачковскую и неповторимого предводителя слепых Игоря Ясулович. Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Лариса Малеванная, Алла Демидова и, конечно же, бесподобная Наталья Белохвостикова - игра "старой гвардии" здесь просто не сравнима с современными постановками. Режиссерская работа тех времен кажется более искренней и глубокой, в отличие от нынешних "ширпотребовских" проектов. И все же остается вопрос: что нам пытается сказать "Легенда о Тиле"? Может быть, это наше прошлое напоминает о себе, чтобы не повторялись ошибки в будущем? Думаю, стоит задуматься над этим и крепко подумать.