Николай Вавилов

сериал Николай Вавилов

Актеры:
Ингеборга Дапкунайте, Сергей Газаров, Гоги Кавтарадзе, Михаил Хмуров, Ирина Купченко, Андрей Мартынов, Костас Сморигинас, Богдан Ступка, Ион Унгуряну, Николай Аверюшкин
Режисер:
Александр Прошкин
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Германия, СССР
Вышел:
1990
Добавлено:
сериал полностью из 6 (14.03.2013)
Рейтинг:
7.26
6.50
Этот sechsэпизодный телесериал целиком посвящён жизни и профессиональному рвению выдающегося советского учёного по имени Николай Иванович Вавилов, чья страсть к познанию мира не знала границ. Он стал душой и организатором масштабной ботанико-агрономической экспедиции, охватившей все уголки земного шара, за исключением Антарктиды и Австралии. Эта грандиозная аграрная миссия явилась поистине кладезем научных открытий. Под его руководством были выявлены и задокументированы очаги формирования культурных растений, а также собраны бесценные образцы семян, которые пополнили самую обширную в мире коллекцию своего рода. Разговоры о Вавиловских достижениях можно вести до бесконечности, как и его список научных трудов. Но сегодня мы представляем вам телесериал, который мастерски сплетает воедино всю жизнь этого гениального человека - от первых шагов в науке до последних дней его земной жизни. Этот сериал даёт уникальную возможность заглянуть в душу этого великого учёного и понять, что двигало им на протяжении всей жизни. Он показывает нам не только его профессиональные достижения, но и личную жизнь, полную взлётов и падений. В нём мы видим человека, который посвятил свою жизнь служению науке и своей стране. Сериал также знакомит нас с историческим контекстом той эпохи, в которой жил Вавилов, и показывает, как политическая обстановка влияла на его работу и личность. Он даёт нам возможность понять, какой ценой достигались те научные открытия, которые мы сегодня принимаем как данность. В целом, этот сериал - это настоящий клад для тех, кто интересуется историей науки и жизни великих людей. Он показывает нам, что даже в самых трудных условиях можно добиться невероятных результатов, если идти вперёд с неугасающей страстью и верой в своё дело.
Рецензии
Государственный Дарвиновский музей является магнитом для посетителей, которые зачастую подолгу задерживаются возле экспозиций, посвященных развитию генетики в СССР. Однако, это не столько развитие, сколько торможение и даже разгром науки. Сталинский постулат о приоритете воспитания над врожденными качествами был принят на веру, а гены считались чем-то дьявольским, "буржуазной чушью". Широко распространенная среди ученых-новаторов, плеяда талантов была жестоко оторвана от своих многолетних исследований и подвергнута публичному осуждению, унижению и, в конечном счете, физической ликвидации. Среди них особое место занимает Николай Иванович Вавилов. Окончивший Московский сельскохозяйственный институт (ныне Тимирязевская академия) и Кембриджский университет, Вавилов организовал экспедиции по всему миру, от северного Кавказа до Сомали, Эквадора, Гватемалы, Крита, Персии и Мексики. Собрав богатый материал по растениеводству, он разработал теорию центров развития культурных растений и внес значительный вклад в плодоводство, овощеводство и селекцию в России. Все это было расценено как вредительство, отказ от "традиционной" науки во главе с Трофимом Денисовичем Лысенко, которого сам Вавилов когда-то поддержал. Вавилов разделил судьбу многих своих коллег: арест, лишение всех званий и научных степеней, клевета, ложь, обвинения в шпионаже и вредительстве. Даже находясь за решеткой, он не прекращал свою научную деятельность, написав «Историю земледелия» и другие труды. Кинокартина Александра Прошкина "Вавилов" - это не просто биографический фильм или сухое документальное повествование. Это проникновенная история великого ученого и патриота России, показывающая как "сгущаются тучи", когда бывшие друзья и ученики в погоне за материальными ценностями предают своего учителя из страха перед властью. Костас Сморигинас мастерски исполнил главную роль, передав достоверность образа ученого, преданного своему делу, интеллигентного и прямолинейного. Народный артист Богдан Ступка блестяще справился с ролью Лысенко - авантюриста, одержимого карьерным ростом. Фильм получил положительные отзывы зрителей и критиков. Его проникновенная история героической личности и непростой судьбы Н.И.Вавилова останется в памяти телезрителей надолго, подарив им немало увлекательных минут. Как и другие работы Прошкина, такие как "Михайло Ломоносов" и "Доктор Живаго", этот фильм стал еще одним доказательством его мастерства в проникновении в жизненные перипетии неординарных личностей и их окружения.
"Николай Вавилов: Вопреки времени" - это киношедевр, который погружает зрителя в атмосферу напряженной эпохи, когда каждый выбор был сложным и рискованным. Это была жестокая эра, требующая героизма даже от самых обычных людей, которые пытались жить, несмотря на постоянную угрозу своей жизни. Картина мастерски передает дух времени, вызывая у зрителей гамму чувств: грусть по достойным людям, ставшим жертвами несправедливости, и облегчение от осознания, что нам жить в таких условиях больше не приходится. Великолепный Костас Сморигинас блестяще воплощает на экране образ Николая Вавилова, раскрывая всю многогранность личности ученого. Его доброта, интеллигентность и искренняя любовь к родине и науке проявляются в каждом кадре. Трагично наблюдать, как меняется окружение Вавилова: атмосфера накаляется от злобы и клеветы, статус ученого в системе стремительно падет. Несмотря на очевидную безвинность героя, он превращается из уважаемого коллеги в изгоя с клеймом "враг народа". Зависть к гению, его бесполезность для системы становятся причиной краха карьеры и общественного порицания. Фильм являет собой безупречную демонстрацию моральной деградации того времени. Мастерски изображена царство кривых зеркал, где объективная наука replaces алфавитом теории Маркса-Ленина-Сталина. Пигмеи, неспособные понимать азы химии и биологии, но отлично разбирающиеся в политике, захватили власть и уничтожили "буржуазные" понятия вместе со своими носителями. Вавилов, как подобает ученому, воздерживался от участия в ненаучных дискуссиях, оставляя оппонентам возможность высказываться, даже когда они демонстрировали свою тупость. Но постепенно к власти приходили люди глубоко невежественные, для которых научные аргументы были бесполезны. Этот фильм заслуживает восхищения и высочайшей оценки за его способность погружать зрителя в историю прошлого и делать это с мастерством и глубиной.
В исторической киноленте от мастера экрана Александра Прошкина ("Холодное лето 53-го", "М.Ломоносов", "Чудо"), в которой принимали участие кинематографисты из ГДР, подходит к концу эпоха советского телекино. Попытка режиссера повторить триумф своего выдающегося телеэпопеи о Ломоносове, безусловно, свидетельствует о его профессиональном мастерстве, однако чего-то явно недостает для полного восхищения. Съемки за рубежом - это настоящий калейдоскоп красок и обрывочных видений, которые оставляют неизгладимое впечатление. Однако композиторская работа и музыкальное сопровождение уступают ожиданиям, звуча без должной силы и глубины. Картина трагически повествует о Голодоморе на украинских землях, однако жестокость этой трагедии предстает перед зрителем не в полной мере. Ведь доходило до того, что члены семьи были готовы пойти на крайние меры, вплоть до убийства собственных детей, лишь бы прокормить старших и выжить самим. Что касается актёрского состава, то здесь настоящий подарок для ценителей киноискусства. Кастинг действительно удался - актеры идеально вписываются в свои роли, поразительно похожие на реальных прототипов. Костас Сморигинас, Купченко, Мартынов и Ступка создают убедительные образы, а И. Дапкунайте в одной из своих первых крупных ролей сразу же запоминается как "foxylady" - очаровательная и интригующая дама. Вавилов представлен скорее отстранённым и беззащитным, хотя, возможно, он где-то осознавал свою обреченность. Параллельно в фильме разворачивается личная драма Лысенко - талантливого агронома-практика с сильным характером, но лишенного систематического академического образования. Его беззастенчиво эксплуатируют как демагог и словоблуд Исаак Презент, журналисты "Правды", сам товарищ Сталин и даже якобы простые "советские колхозники". Вопрос о Вавилове кажется более прозрачным - он стремился оставаться чистым перед своей совестью и историей. А что же Лысенко? Верил ли он в высшие силы? Скорее нет, чем да. И получил заслуженное воздаяние - его труды были провозглашены лженаукой еще при жизни, а все посты были ему ликвидированы. Этот многосерийный телефильм обещает стать своего рода вехой в отечественном телевидении и открыть зрителю новые грани истории нашей страны.
Внезапно для самой себя я обнаружила неподдельный интерес к этому телесериалу, который стал настоящим откровением. Мое собственное восприятие себя было полностью перевернуто этим открытием. Однажды возвратившись домой, я застала своего отца погруженным в просмотр первой серии этого сериала. В ходе нашей беседы я решила присоединиться к нему и вместе посмотреть эту историю, которую он так увлекся. Телевизор транслировал очередную серию, но когда она закончилась, нам пришлось ждать целый день, чтобы посмотреть следующую. На следующий день отец вновь пригласил меня присоединиться к просмотру продолжения. Однако мое терпение было на пределе – я решила не дожидаться и самостоятельно поискала этот сериал в интернете, где без проблем досмотрела его до конца. Меня буквально распирало любопытство, а кроме того, количество серий в этом сериале оказалось вполне ограниченным. Не могу сказать, что я осталась полностью восторженной от просмотренного, но этот телесериал действительно оказался очень познавательным и информативным. Он посвящен выдающемуся советскому биологу Николаю Вавилову, академику, и повествует о его жизни, научных достижениях, вкладе в историю науки, а также личных противостояниях и трагической судьбе, завершившейся тюремным заключением и смертью. В итоге я ни капли не пожалела о времени, потраченном на просмотр этого документального телесериала. Он действительно стал для меня открытием в мире науки и истории.