сериал Сибириада

Актеры:
Наталья Андрейченко, Сергей Шакуров, Никита Михалков, Виталий Соломин, Владимир Самойлов, Паскаль Обье, Иван Дмитриев, Константин Григорьев, Людмила Гурченко, Павел Кадочников, Виктор Проскурин
Режисер:
Андрей Кончаловский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1978
Добавлено:
сериал полностью из 4
(10.12.2013)
Рейтинг:


В глуши таежных дебрей, среди топких болот, раскинулось крохотное село Елань, где бок о бок, но на предельно безопасной дистанции, обосновались Устюжанины и Соломины - две семььи с твердыми непоколебимыми принципами и столь же непреклонными убеждениями. Вражда между этими родами издревле висела в воздухе, подобно неиссякаемой реке, питающейся из вечных ледников их душ.
Николай Устюжанин, бескомпромиссный и своевольный, пусть и с риском для себя, но похищает провизию у обеспеченных Соломиных. Это был не столько акт отчаяния или голода, сколько вызов их достатку и изобилию, которые казались ему чем-то вроде лишнего, броского украшения, чужого этой дикой, суровой местности.
А его отец, Иван Устюжанин, вот уже который год упорно борется с дремучей тайгой в одиночку. Это было не просто трудом - это был подвиг, ежедневный поединок с могучими деревьями и непролазными чащами, где каждый взмах топора требовал титанических усилий и железной воли.
Но есть в Елани один загадочный обитатель, которого все знают, но о котором мало кто говорит - старик Дед. Он живет в глубине леса, окруженный легендами и тайнами, как будто бы сам являясь частью этой необъятной чащи.
И внезапно, точно по мановению высших сил, жизнь Устюжаниных и Соломиных переплетается воедино. В одно мгновение череда невероятных событий, полная драматизма и трагедии, сводит этих заклятых врагов ближе друг к другу, чем когда-либо прежде.
Так начинается эта эпическая сага о столкновении характеров, судеб и эпох, о том, как изменилось общество через призму отношений двух некогда непримиримых семей. В ней каждая линия судьбы, каждый поступок - будто бы отголосок вечного противостояния человека и природы, света и тьмы, любви и ненависти.
Рекомендуем к просмотру
Рецензии
В безбрежных просторах экрана раскинулась Сибирь — необъятный мир, протянувшийся как во внешние просторы, так и вглубь своей непознанной души. Это точка невозврата, пространство, где плотское переплетается со духовным. Здесь, подобно Тарковскому, молчание рассекает тишину на части, но появление человека оживляет все вокруг: каждый жаждет бесед и долгих встреч.
Глаза женщин, подобные бездонным озерам, хранят в себе русское всепрощение — трепетное и нежное. Молодые сосны на яру скрывают соборность, томящуюся у широкой реки заблудших путников. У распадка, лежащего меж заполненных равнинами болот, обитает «бердяевская» экзистенциальная грусть. А апофеозом всему этому гротеску служит древний космизм, глубокими морщинами покрытый, равномерно движущийся по проселочной дороге под свет одинокой звезды.
Это поэма современности, в которой с одинаковой силой льются потоки жизни через край перезвона ветвей на морозе и тела рабочего, прячущего руки в карманы грязного пальто. Среди тех, кто работал над этой лентой, нельзя выделить никого особенно — это редкое единение талантов. Операторы искусно запечатлели камерами вибрирующее затишье перед экспрессивными поворотами событий, они не уступают блистательному ансамблю актеров и композитору, создавшим уникальное творение, впитавшее силу и мощь земли сибирской.
Но съемочный процесс проходил близ Томска, в селе Нагорный Иштан, что стало очередным поэтическим промахом. На голову режиссера посыпались все возможные шишки: больше всего возмущалась интеллигенция, известная своей кротостью перед властью и озлобленностью ко всем остальным. Упоминали госзаказ, забыв о финансировании собственных «правильных» картин государственным бюджетом. И язвили по поводу соцреализма, умалчивая о «Коммунисте», который очаровал всю Венецию в 1958 году и просто поразил талантом Евгения Урбанского.
Даже сельские знатоки, оказавшиеся на вершинах городских многоэтажек, не остались равнодушными к этой ленте. Но ведь большое заметно только издалека, и даже самая суровая критика в итоге покажется лишь эхом чего-то. В наше время становится все сложнее отличить критику от беспринципного хамства и уличной ругани, исходящей от испорченной министерством образования молодежи, которая, впрочем, не виновата в своих пустых взглядах.
Судьба сыграла шутку, и собственная метафора Кончаловского осталась только на пленке, отвернувшись от востока. Ему не довелось испытать триумфа «Сибириады».
Советский многосерийный фильм, первоначально задуманный как государственный заказ для отражения суровых будней нефтяников, переквалифицировался в изысканную драматическую хронику взаимоотношений представителей различных социальных слоев того времени. Сюжетная первостепенность сменила первоначальную цель на более глубокое погружение во внутренние конфликты и гармонии, сопутствующие развитию общества.
Обилие природных декораций в фильме поразило меня своей аутентичностью. Кадры жизни того времени, обыденность быта с его деревянными домами, настилавшими полы дощатыми половицами, окруженные лесами и водной гладью озер - все это являлось живым отголоском моего далекого детства, проведенного в подобных Bedinghausern.
Этот сериал стал для меня настоящим погружением в воспоминания, воссоздавая летние каникулы, проведённые на лоне деревенской природы. Взаимопонимание и взаимоотношения героев той эпохи были настолько реалистичны и трогательны, что я не могла оторваться от экрана.
Кроме того, меня приятно удивил актерский состав фильма. Несмотря на то, что в момент съемок многие из них еще не были столь знамениты, сейчас каждый из них является поистине легендой киноиндустрии. Каждый актер предстал перед зрителями в самом расцвете сил и красоты.
В целом, этот телесериал произвел на меня исключительно положительное впечатление. Я с удовольствием провела время за его просмотром, погружаясь в историю и наслаждаясь искусством советского кинематографа того времени.
Величественная эпопея, сотканная рукой маэстро Кончаловского, разворачивается на фоне сибирских просторов села Елань, где обитают могущественные кулаки Соломины и смиренные бедняки Устюжанины. Вражда, подобно бурной реке, несет в себе страсть и ярость сквозь поколения.
Киноленту невозможно уложить в привычные каноны одним словом — это гармоничный сплав производственной драмы, трагикомической мелодрамы с авторскими погружением в темные глубины человеческой души и тарковским духом. Каждая сцена подобна поэтическому слогу, проникнутому мрачной красотой и философской задумчивостью.
Интересной находкой режиссёра является демонстрация прогресса через судьбу маленького села, где время как будто бы застывает в вечном сне, а глобальные исторические события прорываются с силой урагана, круша привычный ход жизни и ломая человеческие судьбы.
Великолепный актерский состав, в котором блистали мэтры советского кинематографа, дополняется эпической музыкой Эдуарда Артемьева. Каждое его звучание пропитано глубиной и драматизмом, подобно развернувшейся перед зрителями грандиозной жатве душ.
Кинополотно пронизано определенным патриотическим настроением, однако режиссер не упускает возможности глубоко вникнуть в психологию отношений между людьми и подчеркнуть ментальную связь поколений, которая порой бывает столь хрупкой и непредсказуемой.
Несмотря на высокую оценку жюри Каннского фестиваля 1979 года, когда киноленте был присвоен Гран-при, политическая обстановка того времени не позволила получить главному призowi. Но разве может что-то помешать шедевру оставаться в сердцах зрителей навсегда?
Фильм, превосходящий все ожидания, после которого испытываешь подлинное сожаление о том, что не обрел жизнь простого труженика на просторах Сибири. Восхитительно было бы погрузиться в чащу леса, среди диких зверей, вслушиваться в шепот ветвей и вздохи деревьев, чтобы слиться воедино с первозданной природой. Испытываешь непреодолимое желание ощутить мощь жизни, идти твердым шагом рядом со стихией и порядочными людьми, которые ценят жизнь, придерживаются нравственных принципов и устремлены к своей высшей цели.
Советская пропаганда? Возможно. Но разве она не милее той навязчивой контрпропаганды, что ежедневно обрушивается на нас со страниц современных СМИ? Это лента, рожденная одаренными мастерами своего дела, исполненная чувственности и живописной красоты. Захватывающие сюжетные линии удивляют своей неординарностью, а обыденные сцены преображаются в что-то совершенно новое и свежее. Все это сопровождается прекрасными мелодиями, создающими неповторимую атмосферу. Непременно стоит увидеть!
Вместо "прекрасный" использовано "превосходящий все ожидания", вместо "хочется жить" - "восхитительно было бы погрузиться", вместо "контрпропаганды" - "навязчивой контрпропаганды, что ежедневно обрушивается на нас со страниц современных СМИ", вместо "живописный" - "исполненная чувственности и живописной красоты", вместо "шаблонные сцены остаются оригинальными" - "обыденные сцены преображаются в что-то совершенно новое и свежее".