Война и Мир (1965)

сериал Война и Мир (1965)

Актеры:
Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Борис Захава, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Антонина Шуранова, Виктор Станицын, Ирина Скобцева
Режисер:
Сергей Бондарчук
Жанр:
драмы, исторические, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1965
Добавлено:
сериал полностью из 4 (13.09.2013)
Рейтинг:
8.13
8.30
«Война и мир»… Многие режиссеры-постановщики пытались обратиться к этой грандиозной теме, но, по почти единодушному мнению критиков киноискусства, лишь одно воплощение на экране заслуживает звания подлинного шедевра — фильм Сергея Бондарчука, над которым он трудился в течение полутора лет. Великий мастер своего времени, этот выдающийся кинорежиссер проникся духом эпохи балов и битв и сумел передать его зрителю во всей полноте, раскрыв многогранность характеров героев, глубину их переживаний, размышлений и эмоций. Значительный вклад в эту гениальную экранизацию внесли и актеры, чье мастерство можно лишь восхищенно восславить. Этот фильм был создан в 1967 году, и уже через два года он получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также целый ряд других престижных кинопремий. Без сомнения, его стоит увидеть каждому ценителю настоящего киноискусства, а тем, кто еще не успел познакомиться с этим произведением, представится отличная возможность открыть для себя творчество одного из величайших режиссеров всех времен. В этом фильме каждый кадр пропит духом той эпохи, каждый диалог — отголоском многовековых событий, а каждый актер — в полной мере выразителем своей роли. Бондарчук не просто экранизировал роман Толстого — он создал настоящий киноэпос, который по праву занимает одно из самых почетных мест в истории мирового кинематографа. Это фильм не только о войне и мире, но и о любви, дружбе, верности, предательстве, о вечных человеческих страстях и слабостях, которые актуальны и по сей день. И именно поэтому «Война и мир» Сергея Бондарчука — это не просто кино, это опыт настоящего искусства, которое способно изменить наше восприятие мира и самих себя».
Рецензии
В XV веке приобретение красок было практически неосуществимо даже в столь художественно процветающем городе, как Флоренция. Подобно редкому и драгоценному камню, краски были доступны лишь немногим избранным. Цена же этих цветных пигментов объяснялась не только продолжительным и трудоемким процессом их изготовления, но и редкими ингредиентами, которые приходилось доставлять издалека. Аквамариновая основа добывалась у далеких берегов Па-де-Келе. Этот регион был известен своей рыболовной деятельностью, что придавало местности специфический запах, который не каждому придется по вкусу. Лазурит же приходил издалека, подобно сказочному кладу, за которым отправлялись верхом на верблюдах по длинным караванным путям. Этот минерал не отличался приятным ароматом, скорее напоминая запах верблюжьего навоза, а не благоуханные розы. Но главным элементом в изготовлении красок был метациннабарит - диковинный и редкий минерал, добыча которого сопровождалась тяжким трудом. Пока мужчины рубили этот ценный камень, их рубахи пропитывались потом от усердной работы. В такое время никто бы не рискнул возить подобные «ароматы» в Флоренцию, и все, что оставалось на продажу, уходило по заоблачным ценам счастливчикам. Однако проблема заключалась не только в приобретении красок. Чтобы использовать их по назначению, требовалась подходящая поверхность для рисования или письма. В те времена это была, как правило, высококачественная бумага или пергамент, которые также имели высокую стоимость и были доступны немногим. Но даже имея в наличии все необходимые краски и материалы, художники столкнулись бы с очередной проблемой - нехваткой квалифицированных мастеров. В XV веке было мало тех, кто обладал навыками живописи или каллиграфии, способными создать настоящее произведение искусства. Подобно тому, как сегодняшние зрители оценивают фильмы по их бюджетам и спецэффектам, так и в прошлом люди склонны были судить о произведениях искусства исключительно по их внешнему виду или стоимости. Но подобный подход был столь же справедлив для того времени, как и для наших дней. В те времена, когда Леонардо да Винчи создавал свою «Мону Лизу», люди не понимали всей глубины его гениальности и мастерства. И сегодня многие продолжают недооценивать значение классических фильмов, таких как «Война и мир». Даже если бы современный режиссер смог снять фильм с бесконечным бюджетом и передовыми технологиями, это все равно не гарантировало бы создание шедевра, сравнимого по значимости с оригиналом. Фильм «Война и мир» был создан в далеком прошлом и до сих пор продолжает вызывать восхищение у зрителей. И хотя технологии киносъемки сегодня уже совсем не те, что были тогда, фильм остается образцом для подражания для всех новых поколений кинематографистов. Это настоящая «Мона Лиза» киноиндустрии - пронизанная духом эпохи и мастерством ее создателей. И пусть время неумолимо, но искусство бессмертно.
Эпический труд Сергея Бондарчука, "Война и мир", бесспорно является вершиной среди экранизаций знаменитого романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого. Я не побоюсь констатировать очевидное: эта кинокартина – шедевр, который в полной мере передает глубину и масштабность первоисточника. Чтобы в этом убедиться, я решила посмотреть все четыре части фильма после того, как вновь погрузилась в чтение книги. Бондарчук проявил мудрость, выбрав верный курс – он не стал изобретать свой велосипед, а тщательно следуя сюжету романа, предоставил зрителям возможность соприкоснуться с оригинальным замыслом Толстого. В фильме особенно впечатляют батальные сцены в третьей и четвертой частях – они столь же грандиозны и захватывающие, как и в книге, но на экране воспринимаются с еще большей силой. Каждое мгновение этих сцен дышит мастерством режиссера, операторов и актеров, а не просто демонстрирует эффектные спецэффекты. Однако стоит отметить, что сын Сергея Бондарчука – Федор – так и не смог повторить успех отца. В его фильмах чего-то не хватает для того, чтобы воскликнуть "вау!". Вместо этого он избрал легкий путь блокбастеров с избытком спецэффектов и пустыми героями. Но вернемся к "Войне и миру" Бондарчука. Актрисам удалось в полной мере передать своих героев, за исключением, пожалуй, игры Ирины Скобцевой на роли Элен. Эта роль, по моему мнению, вышла несколько странной и не совсем соответствующей образу персонажа. Я бы также хотела коснуться великолепной игры Василия Ланового в роли Анатоля Курагина. Его мастерское исполнение роли очаровательного гусара и ловеласа затронуло меня до глубины души. Особенно запомнилась сцена разоблачения Безуховым, где Лановой смог передать страх и неуверенность своего персонажа перед Пьером. Если сравнить экранизацию Бондарчука с современными попытками снять фильм по "Войне и миру", то станет очевидно их различие. В наше время уже не найти таких талантов, как в плеяде актеров того времени, которые способны были сыграть любые роли на все сто процентов. Не могу удержаться от упоминания зарубежных экранизаций этого великого произведения русской литературы. Как жаль, что иностранцы так и не смогли понять русскую душу! В их фильмах видим лишь поверхностное восприятие наших героев через призму стереотипов вроде "матрешка, водка, зима, медведь". Эта мешанина из штампов не способна передать глубину и многогранность персонажей Толстого. В конечном итоге, фильм Сергея Бондарчука "Война и мир" – настоящий шедевр, который должен быть обязательно увиден каждым любителем искусства. Только после просмотра этого эпического полотна можно по-настоящему понять замысел Льва Николаевича Толстого.
Эпохальную ценность и значимость данной картины для культурного наследия и мирового кинематографа нам, представителям поколения двадцать первого века, предстоит во весь рост оценить и уяснить себе в полной мере. Как же не ответить на столь резонансное заявление предыдущего оратора, который с такой энтузиазмом превозносит некоторые сцены этого произведения как истинно гениальные! И он совершенно прав! Достаточно лишь обратиться к блистательным постановкам битв при Аустерлице и Бородине, которые стали результатом титанического труда создателей. Они сотворили все это натуральным путем, а не воспользовались компьютерной графикой на мощных устройствах. При виде подобного мастерства невольно испытываешь желание снять головной убор и поклониться в Zeichen tiefen Respekt перед этим шедевром. Кажется, Лев Николаевич Толстой непременно полюбил бы эту экранизацию своей истории, если бы ему довелось увидеть ее во плоти. Тем не менее, невозможно отрицать тот факт, что этот сериал способен очаровать зрителя с первого же взгляда. Даже несмотря на то, что актриса Савельева не вполне соответствует внешности подлинной Наташи Ростовой своей чередой черноглазия и склонностью к избыточной экспрессии, другого образа этой героини уже трудно себе представить. Тихонов же мастерски передает сдержанность и глубину Андрея Болконского, пусть и не в точности совпадающего с идеальным образом этого персонажа по замыслу режиссеров. Не меньшего восхищения заслуживают и другие актерские работы: Анатолий Курагин, старшие Болконский и Ростовой, а также вся семья Ростовых. Герой Элен Курагиной вызывает у зрителей подозрение, однако это лишь добавляет интереса к его образу. Однажды мне довелось прочесть комментарий на киносайте, в котором автор рассуждал о том, что роль Элен идеально подошла бы Беате Тышкевич. Но режиссер уже сделал свой выбор, и нам не дано судить о его правильности. В любом случае, стоит поблагодарить режиссера за столь внушительный труд по экранизации столь объемного романа с множеством побочных персонажей и сюжетных линий. Однако режиссер все же позволил себе небольшую слабость — он предоставил роль своей супруге. Несмотря на критику в адрес Бондарчука за подобные действия, стоит вспомнить, что некогда эта практика была достаточно распространена в кинематографе. Вспомним хотя бы работу Орловой и Александрова или Ладыниной и Пырьева. Не все зрители остались довольны образом Пьера Безухова в исполнении Сергея Бондарчука. Но лично меня его трактовка героя показалась более чем правдивой, несмотря на некоторые возражения со стороны зрителей. Особого внимания заслуживает музыка, созданная специально для фильма Овчинниковым. Его пронзительная и мелодичная главная тема, словно сросшаяся со словами "Война и мир", навсегда останется в памяти каждого зрителя. Музыка создает неповторимую атмосферу, погружая нас в события, происходящие на экране. Каждый из четырех эпизодов получился по-своему блестящим. Режиссеры тщательно следовали книжному варианту Толстого, что не могло не сказаться на качестве фильма в целом. Однако столь масштабная работа потребовала от создателей колоссальных усилий и выносливости. В "Войне и мире" есть нечто такое, что невозможно уловить или осмыслить с первого взгляда. Это чувство приходит со временем, помогая нам разобраться во всех тех мыслях и идеях, которые пытался передать великий писатель своей эпопеей. И потому этот фильм навсегда займет почетное место в моем личном списке любимых киношедевров.